ГЧП

1. Общие положения

        

 

Государственно-частное партнерство - это система взаимоотношений государства и субъектов частного предпринимательства, направленных на достижение результатов в традиционных сферах ответственности государства, к которым относятся образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, объекты социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения.

В условиях бюджетных ограничений особое значение приобретают механизмы ГЧП, которые призваны обеспечить финансирование проектов с привлечением внебюджетных источников. При этом активизируется процесс роста доходов и экономии расходов бюджета, а так же повышения качества услуг в традиционных сферах деятельности государства.

Международная практика показывает, что сотрудничество между государством и частным сектором, является высокоэффективным способом развития и управления различными объектами городской инфраструктуры.
В  первую очередь, социально значимых проектов, таких как здравоохранение, образование, транспортная сфера  и  жилищно-коммунальное хозяйство. 

На основе международного опыта можно выделить следующие факторы эффективной реализации проектов ГЧП:

- для государства приоритетны объемы и качество услуг;

- квалификация и опыт частного сектора в области проектирования, строительства, эксплуатации инфраструктуры используются для оказания   услуг, объем и качество, которых определяется государством;

- возмещение затрат частного сектора зависит от качества его работы.

Кроме этого, государственный партнёр, предоставляя право частному партнёру на строительство, реконструкцию и дальнейшую эксплуатацию объекта, получает, во-первых, возможность оплаты инвестиционных издержек в рассрочку, во-вторых, государство сокращает издержки по содержанию построенного объекта в эксплуатационный период.

 

 

 

2. Основные понятия,  используемые в настоящей методической рекомендации:

  1. комиссия – комиссия по концессиям в отношении объектов, относящихся к коммунальной собственности. Консультативно-совещательный орган при акимате г. Алматы для рассмотрения и отбора концессионных объектов, предложений, конкурсных заявок.

        2) концепция проекта государственно-частного партнерства  – концепция проекта, отражающая его цель, пути его достижения, меры государственной поддержки, источники возмещения затрат и получения доходов частного партнёра, включая совокупность соответствующих мероприятий, а также обосновывающая целесообразность и возможность реализации проекта, разрабатываемая местным исполнительным органом с привлечением юридического лица по консультативному сопровождению проектов государственно-частного партнёрства;

         3) перечень - перечень объектов, предлагаемых в концессию на среднесрочный период, утверждаемый уполномоченным органом по государственному планированию, если объекты относятся к республиканской собственности, или маслихатами областей, городов республиканского значения и столицы, если объекты относятся к коммунальной собственности;

4) проект государственно-частного партнерства - совокупность последовательных мероприятий по осуществлению государственно-частного партнерства, реализуемых в течение ограниченного периода времени и имеющих завершенный характер;
          5) местный проект государственно-частного партнерства – проект, реализуемый по объектам (существующим или предполагаемым к строительству), относящимся к коммунальной собственности, и/или получателями экономических выгод от реализации проекта являются субъекты одной области, города республиканского значения, столицы;

          6) государственный партнер - местный исполнительный орган, а также уполномоченные ими иные государственные органы и субъекты квазигосударственного сектора, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, заключившие договор государственно-частного партнерства;
          7) частный партнер - индивидуальный предприниматель, простое товарищество, консорциум или юридическое лицо, за исключением лиц, выступающих государственными партнерами, заключившие договор государственно-частного партнерства;
          8) консультативное сопровождение проектов государственно-частного партнерства - услуги, оказываемые юридическим лицом, определяемым местным исполнительным органом  по сопровождению проектов государственно-частного партнерства, включающие в себя разработку концепции проекта государственно-частного партнерства, конкурсной документации проекта государственно-частного партнерства, проекта договора государственно-частного партнерства, в том числе консультационные услуги в переговорном процессе между субъектами государственно-частного партнерства;

          9) организатор конкурса  либо прямых переговоров - государственный партнер, осуществляющий организацию и проведение конкурса либо прямых переговоров по определению частного партнера, за исключением случаев, предусматривающих предоставление мер государственной поддержки и (или) осуществление выплат из государственного бюджета, когда организатором конкурса либо прямых переговоров выступает центральный государственный орган либо местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Законом;

    10) проведение экспертиз документов - разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз проектов ГЧП, в том числе концепции проекта, конкурсных документаций и проекта договора ГЧП.

 

3. Основные задачи и принципы государственно-частного партнерства
 

3.1. Основными задачами государственно-частного партнерства являются:
          - создание условий для эффективного взаимодействия государственного партнера и частного партнера;
          - привлечение инвестиций в экономику города Алматы путем объединения ресурсов государственного партнера и частного партнера для развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения;
          - повышение уровня доступности и качества товаров, работ и услуг с учетом интересов и потребностей населения;
          - повышение общей инновационной активности в города Алматы, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.
         3.2. Принципами государственно-частного партнерства являются:
          - принцип последовательности - поэтапное построение взаимоотношений между субъектами государственно-частного партнерства;
          - принцип конкурсности - определение частного партнера на конкурсной основе, за исключением случаев, установленных законодательством о ГЧП;
          - принцип сбалансированности - взаимовыгодное распределение обязанностей, гарантий, рисков и доходов между государственным партнером и частным партнером в процессе реализации проекта ГЧП;
          - принцип результативности - установление критериев и показателей, позволяющих оценить достижение результатов ГЧП.

4. Формы государственно-частного партнёрства

 

Государственно-частное партнерство по способу осуществления подразделяется на институциональное и контрактное.
          4.1. Институциональное реализуется компанией (СП) в соответствии с договором (протоколом) о создании совместного предприятия ГЧП.
          4.2. Контрактное ГЧП реализуется посредством заключения договора ГЧП  в следующих видах:
          1) концессия (создание нового, реконструкция существующего объекта инфраструктуры);
          2) доверительное управление государственным имуществом (передача в доверительное управление имущественного комплекса государственного предприятия здравоохранения, образования, пришкольные спортивные площадки);
          3) имущественный найм (аренда) государственного имущества;
          4) лизинг;
          5) договор, заключаемый на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство;
          6) контракт жизненного цикла;
          7) сервисный контракт;
          8) иные договора, соответствующие признакам государственно-частного партнерства.

 

5. Признаки государственно-частного партнерства
 

К признакам ГЧП относятся:
          - построение отношений государства и частного сектора путём заключения договора ГЧП;
          - среднесрочный или долгосрочный срок реализации проекта (от трех до тридцати лет в зависимости от особенностей проекта ГЧП);
          - совместное участие государственного партнера и частного партнера в реализации проекта ГЧП;
          - объединение ресурсов государственного партнера и частного партнера для реализации проекта ГЧП.
 

6. Источники финансирования проекта государственно-частного партнерства и возмещения затрат субъектов государственно-частного партнерства

6.1. Финансирование проекта ГЧП может осуществляться за счет:
          - собственных средств частного партнера;
          - средств, заимствованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
          - средств государственного бюджета;
          - средств субъектов квазигосударственного сектора;
          - иных средств, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
          6.2. Источниками возмещения затрат и получения доходов субъектами ГЧП являются:
          - реализация товаров, работ и услуг в процессе эксплуатации объекта ГЧП;
          - субсидии от государства в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;
          - компенсация инвестиционных затрат по проекту ГЧП;
          - компенсация операционных затрат по проекту ГЧП;

          - вознаграждение за осуществление управления объектом, находящимся в государственной собственности, а также арендная плата за пользование объектом ГЧП;
          - плата за доступность.

7. Порядок представления, рассмотрения и отбора  проектов государственно-частного партнёрства

7.1. Процесс представления, рассмотрения и отбора проектов ГЧП состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

          - разработки концепции проекта субъектами ГЧП;

          - определения частного партнера (конкурс, прямые переговоры);

          - заключения договора;
          - выполнения сторонами условий договора.
          7.2. Проект считается завершенным после выполнения сторонами условий договора и всех взятых на себя обязательств.

 

8. Разработка концепции проекта государственно-частного партнерства субъектами государственно-частного партнерства

 

Разработка концепции проекта субъектами ГЧП:

          - предусматривает описание целей, задач, основных направлений деятельности проекта, источников возмещения затрат и получения доходов, получателей выгод от реализации проекта, мер государственной поддержки, в том числе описание объекта ГЧП.

          8.1. Концепция проекта ГЧП состоит из следующих разделов:

          1) паспорт проекта;

          2) введение;

          3) институциональный раздел;

          4) маркетинговый раздел;

          5) финансовый раздел;

          6) социально-экономический раздел;

          7) технико-технологический раздел;

          8) распределение рисков;

          9) выводы по проекту;

          10) приложения.

 

9. Определение частного партнера

 

9.1. Определение частного партнера осуществляется следующими способами:
          1) конкурса, в том числе в упрощенном порядке и с использованием двухэтапных процедур. Конкурс по определению частного партнера может быть закрытым в отношении объектов, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан:
          2) прямых переговоров.
          9.2. Конкурс по определению частного партнера осуществляется в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
         9.3. Организатором конкурса создается конкурсная комиссия для определения частного партнера.
          9.4. Сведения о результатах конкурса по определению частного партнера, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, а также результатах закрытого конкурса по определению частного партнера размещаются организатором конкурса на своем официальном интернет-ресурсе и публикуются в периодических печатных изданиях на казахском и русском языках.
 

 

10. Конкурс по определению частного партнера  

 

10.1. Конкурс по определению частного партнера с использованием упрощенных конкурсных процедур проводится при соблюдении  следующих условий:
          1) осуществление реализации местного проекта;
          2) используется типовая конкурсная документация проекта;
          3) используется типовой договор;
          4) проект не относится к сфере естественных монополий;
          5) стоимость объекта не превышает четырехмиллионного месячного расчетного показателя.
           10.2. Утверждение конкурсной документации проекта, подписание договора государственно-частного партнерства при проведении конкурса по определению частного партнера с использованием упрощенных конкурсных процедур осуществляются без проведения экспертиз.
           10.3. Республиканские и местные проекты ГЧП определяются по следующим критериям:
          - по виду собственности как республиканские или местные в зависимости от возникающего права собственности (республиканской или коммунальной) на имущество, полученное в результате реализации проектов;
          - по получателям выгод как республиканские, если получателями выгод являются субъекты двух и более областей, городов республиканского значения и столицы, и как местные, если получателями выгод являются субъекты одной области, города республиканского значения и столицы.

11. Конкурс по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур

 

11.1. Конкурс по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур проводится в случаях, когда объект технически сложный и (или) уникальный. В этом случае организатор конкурса осуществляет формирование технико-экономических и эксплуатационных характеристик объекта на основании технических предложений потенциальных частных партнеров, прошедших квалификационный отбор.
          11.2. Конкурс по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур включает в себя два этапа.
На первом этапе осуществляются следующие мероприятия:
          - формирование технического задания;
          - опубликование объявления о проведении конкурса по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур;
          - представление организатором конкурса технического задания потенциальным частным партнерам;
          - представление потенциальными частными партнерами технических предложений, разработанных в соответствии с техническим заданием;
          - рассмотрение организатором конкурса технических предложений и обсуждение с потенциальными частными партнерами вопросов, касающихся технико-экономических и эксплуатационных характеристик объекта и условий проекта договора;
          - разработка и утверждение организатором конкурса конкурсной документации проекта;
          - направление организатором конкурса приглашения потенциальным частным партнерам, представившим на первом этапе технические предложения, принять участие во втором этапе конкурса по определению частного партнера.

На втором этапе организатор конкурса окончательно определяет параметры проекта на основе переговоров, проведенных на первом этапе, и выбирает победителя конкурса на основе оценки финансовых параметров, указанных в конкурсных предложениях. Участник конкурса должен письменно согласиться с обязательным характером всех технических требований и условий, предъявляемых организатором проекта, так как технические предложения уже не подаются.

11.3. Схема конкурса по определению частного партнёра

Цель конкурса:

  • Повышение качества отбора частного партнёра по опыту и платежеспособности;

• Привлечение инновационных, технологических, экологических решений;

• Упрощение процедур;

• Уменьшение расходов государственного бюджета на подготовку ТЭО концессионных проектов;

• Увеличение количества потенциальных отечественных концессионеров.

 

12. Прямые переговоры

Определение частного партнера на основании прямых переговоров осуществляется в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом по государственному планированию, и применяется в случаях, когда:

          - проект инициирован потенциальным частным партнером в отношении объекта, находящегося у него на правах собственности или долгосрочной аренды;
          - проект неразрывно связан с реализацией исключительных прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности, принадлежащих потенциальному частному партнеру.
 

13. Заключение договора государственно-частного партнерства
 

Договор заключается на основании результатов конкурса по определению частного партнера либо по итогам проведения прямых переговоров.

          13.1. Договор заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет недействительность договора.
 

      14.Функции государственных органов и субъектов ГЧП при планировании и реализации проектов ГЧП

 

№ п/п

Наименование

Структурного подразделения

Наименование функций

О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан

О государственно-частном партнёрстве

О концессиях

Бюджетный кодекс

1

Маслихат

1.Утверждение перечня местных проектов государственно-частного партнерства, планируемых к реализации

 

ст. 24,п.п.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ежегодное заслушивание отчетов местных исполнительных органов о ходе реализации местных проектов государственно-частного партнерства

 

ст. 24,п.п.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Утверждение перечня объектов, предлагаемых в концессию

 

 

Ст.1, п.п.24

 

 

 

2

Акимат

1.Формирование Комиссии по концессиям

Ст.27, п.п. 21

 

 

Ст.13, п.п. 4

 

 

2.Определение юридического лица по консультативному сопровождению концессионных проектов

 

Ст.25, п.п.7

 

 

Ст.13, п.п. 3-1

 

3.Определение юридического лица по экспертизе проектов, конкурсной документации и проекта договора

 

 

Ст.25, п.п.8

 

 

4. Реализация государственной политики в области государственно-частного партнерства

 

Ст. 25, п.п.1

 

 

5.Осуществление бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц (создание СП)

 

 

 

 

 

Ст. 159

3

Комиссия по концессиям

1.Рассмотрение и отбор концессионных предложений, объектов

2.Рассмотрение всех конкурсных заявок, представленных участниками конкурса

3.Проведение переговоров по уточнению концессионных предложений и условий договоров концессии

4. Утверждение концессионных предложений по итогам конкурса по выбору концессионера

Постановление акимата г. Алматы «О создании Комиссии по концессиям в отношении объектов, относящихся к коммунальной собственности»

№ 4/1159 от 31.12.2013 г.

 

Ст.20, 20-1

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Планирование (реализация) проектов ГЧП, совместно с отраслевыми управлениями

 

 

 

 

 

Глава 30

2.Разработка и отбор концепций проектов ГЧП,совместно с отраслевыми управлениями

 

 

Ст.15-1

 

 

Ст. 155-1

 

3. Разработка или корректировка, а также привлечение организации для  проведения необходимых экспертиз конкурсных документаций концессионных проектов совместно с отраслевыми управлениями

 

 

Ст.15-2

 

 

 

Ст. 155-2 

 

 

 

 

 

4.Формирование перечня услуг по консультативному сопровождению проектов ГЧП, осуществляемых за счет средств соответствующей распределяемой бюджетной программы и внесение заключения на бюджетную комиссию по перечню услуг.

 

 

 

Ст. 154-4,

п. 2, 3

5. Формирование перечня объектов, предлагаемых в концессию на среднесрочный период

 

 

Ст.1, п.24,

Ст. 16

 

 

 

6. Определение порядка проведения мониторинга и оценки реализации концессионных проектов

 

 

 

Ст. 158, п.4

 

5

Управление финансов

 

 

1.Ведение реестра договоров ГЧП

 

Ст.25, п.п.10

 

 

2.Принятие объектов ГЧП в коммунальную собственность

 

Ст.25, п.п.11

 

 

 

3. Учет и мониторинг государственных концессионных обязательств

 

 

 

 

Ст.161, п. 3

 

4.Принятие государственных концессионных обязательств местными исполнительными
органами

 

 

 

 

Ст.163, п. 2

 

 

6.Осуществление бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. 159

6

Отраслевые управления

1.Организатор проекта.

 

 

Ст. 15-1

Глава 30

2.Организатор конкурса.

 

 

Ст15-2

155-1

3. Реализация проектов ГЧП.

 

Ст.10

 

155-2

4. Создание  конкурсной комиссии для определения частного партнера

 

 

Ст. 35

 

Ст. 158

4. Принятия государственных
обязательств по ГЧП

 

 

 

 

 

 

Ст. 156

7.

Государственные органы

1. Предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан
2.Предоставление права пользования объектами государственной собственности
3. Участие в создании и деятельности компании ГЧП

4. Обеспечение инженерными и транспортными коммуникациями объекта ГЧП

 

Ст. 27, п. 1

 

 

8

АО «СПК «Алматы»

Консультативное сопровождение проектов ГЧП

1.Разработка концепции проекта

2. Разработка конкурсных документаций

3. Разработка проектов договоров концессии

4. Оказание консультационных услуг в переговорном процессе комиссии с участником конкурса

Постановление акимата г. Алматы «О некоторых вопросах АО «НК «СПК «Алматы» и АО «ЦРА»

№ 4/649 от 07.12.2015 г.

Ст. 1, п.7

Ст.25, п.7

Ст.13, п. 3-1

Ст.155-3

 

 

НПП РК «Атамекен»

Национальная палата предпринимателей осуществляет следующие функции
1) подготовка экспертного заключения к концепции проекта ГЧП
2) формирование реестра потенциальных частных партнеров
3) участие в конкурсной комиссии по определению частного партнера
4) участие в мониторинге реализации проектов ГЧП

 

Ст.28

 

 

9.

Субъекты предпринимательства

1. Финансирование проектов ГЧП
2.Проектирование, строительство, создание, реконструкция, модернизация и (или) эксплуатация объектов ГЧП

3.Управление проектами ГЧП
4.Передача имущества и имущественных прав для целей реализации проекта ГЧП

5.Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности
6.Участие в создании и деятельности компании ГЧП

 

Ст. 29

 

 

7.Участие в формировании концессионных предложений по объектам, относящимся к коммунальной собственности

 

 

Ст.13, п.1

Ст.15-1, п.1

 

10

Субъекты квазигосударственного сектора

1.Участие в создании и (или) деятельности юридических лиц либо отчуждения (передачи) акций (долей участия в уставном капитале) юридических лиц, реализующих проекты ГЧП
2. Участие в создании и (или) деятельности научно-производственных зон, венчурных фондов, исследовательских центров в целях реализации проекта ГЧП
3.Передача имущества и имущественных прав для целей реализации проекта ГЧП
4. Привлечение инвестиций в проекты ГЧП
5.Сервисная поддержка, в том числе услуги по трансферту технологий, поддержке инноваций, консалтингу, инжинирингу, обучению и повышению квалификации кадров
6. Предоставление услуг технопарков, бизнес-инкубаторов, специальных экономических и индустриальных зон
7. Строительство, создание, реконструкция, модернизация и (или) эксплуатация объектов ГЧП

 

Ст. 30

 

 

11

Орган управления специальной экономической зоны

1.Выступает в качестве государственного партнера при реализации проекта ГЧП

 

Ст. 56, п.2

 

 

2. Выступает организатором конкурса

 

Ст.56, п. 3

 

 

   17. Нормативно-правовые акты в области государственно-частного партнёрства

 

       1) Закон Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве» от 31 октября 2015 года № 379-V;

       2) Закон Республики Казахстан «О концессиях» от 7 июля 2006 года № 167;

       3) Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV;

       4) Закон Республики Казахстан «О проектном финансировании и секьюритизации» от 20 февраля 2006 года N 126;

       5) Указ Президента Республики Казахстан «О перечне объектов, не подлежащих передаче в концессию» от 5 марта 2007 года N 294;

       6) Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан «О некоторых вопросах планирования и реализации концессионных проектов» от 22 декабря 2014 года № 157:

  7. Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания» от 4 декабря 2014 года № 540;

8. Приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнёрства» от 25 ноября 2015 года № 725.